Юрий, какой была ваша личная миссия на AU в Лас-Вегасе?
В CSD я отвечаю за развитие инфраструктуры, поэтому передо мной стояла задача послушать зарубежные кейсы из этой области, оценить уровень развития зарубежных рынков, перенять опыт. Также мы планировали познакомиться с партнерами и компаниями-разработчиками, создающими решения, комплементарные для продуктов Autodesk.
Знакомимся с новейшими технологиями в сфере проектирования и строительства на Autodesk University LasVegas
Могу сказать, что в целом инфраструктурные проекты наших российских заказчиков ничуть не уступают американским и европейским. Что касается приложений, то этот сегмент развивается примерно так же, как в России. В основном на AU мы видели приложения для работы с ГИС-данными, с облаками точек, с дополнительной автоматизацией работы в Autodesk Civil 3D. Вообще, инфраструктурные проекты одновременно очень простые и очень сложные. Замоделировать можно все что угодно, это уже не проблема. Сложность заключается именно во взаимодействии, согласовании и учете всех параметров.
Какие главные тенденции в области инфраструктуры можно отметить по результатам AU?
Главный приоритет – это скорость, а значит – необходимость внедрять на инфраструктурных проектах решения, которыми уже пользуются передовые проектировщики и строители зданий и сооружений. В целом развитие идет в сторону цифровых городов, где задачи строительства зданий взаимосвязаны со строительством инфраструктуры. При этом оба эти направления сталкиваются с общими «вызовами» – необходимостью строить больше и быстрее, сокращая при этом количество отходов.
Что касается рабочих процессов, то ключевая тенденция, которую можно было проследить в докладах инфраструктурного направления, – это комплексное взаимодействие. Компании, владеющие технологиями обмена информацией, ее агрегирования в единой информационной модели, смогут усилить свои позиции на рынке.
Вы имеете в виду комплексное взаимодействие между участниками проектной группы?
Не только. Речь и о взаимодействии между неинтегрированными продуктами, взаимодействии ПО и строительной техники. Техника может использовать наработки, созданные на этапе проектирования.
Например, бульдозер, оснащенный датчиками, может самостоятельно контролировать отвал, делать насыпь в соответствии с BIM-моделью и коридором, построенным в Autodesk Civil 3D. Асфальтоукладчик – укладывать асфальт нужной толщины на основе BIM-модели дорожной одежды. Такого рода взаимодействие уже активно применяется в мировой и российской практике и ускоряет введение объекта инфраструктуры в эксплуатацию.
Еще одна стратегически важная территория – это зона пересечения ГИС- и BIM-экосистем. На AU было представлено много решений, направленных на рост эффективности этой связки. Одно из главных – коллаборация Autodesk и Ersi. Решению уже два года, тем не менее оно продолжает развиваться и вызывает большой интерес со стороны пользователей.
Объединение ГИС- и BIM-инструментов помогает выбрать оптимальное местоположение инфраструктурного объекта, разобраться, как его строительство скажется на текущей застройке, каким будет влияние на окружающую среду и так далее.
Представил ли Autodesk на AU какие-то новые программные продукты для инфраструктуры?
Нет, в данный момент упор сделан на развитие уже известных рынку решений Autodesk Сivil 3D и Autodesk Infraworks. Программы становятся более производительными, в них добавляются инструменты для взаимодействия. Например, недавно вышло обновление для Civil 3D 2020.2, в котором появилась связка с BIM 360 Design. Она позволяет из стартового окна Autodesk Сivil 3D подключаться к BIM-модели и получать актуальную информацию по проекту из любой локации. Продолжается интеграция с решениями Ersi, о которых я уже упоминал. В Сivil 3D появляются новые инструменты, которые позволяют быстро передавать ГИС-данные в BIM-модели и наоборот – размещать данные BIM-проекта на ГИС-картах.
Как строился ваш график на AU? Какие секции и доклады удалось посетить?
Я побывал на «Транспортном саммите». Здесь говорили об относительно новом решении Dynamo для Autodesk Civil 3D, которое призвано объединить линейную часть проекта и различные инфраструктурные сооружения, сделанные в Autodesk Revit. Удалось послушать доклады о железнодорожных проектах. Конечно, самым ярким из них был доклад о Hyperloop – новом высокоскоростном экологичном виде транспорта, который, по словам его разработчиков, будет доступен уже через пять лет.
Autodesk Civil 3D основной инструмент дизайна Virgin Hyperloop One team
Другой интересный проект, представленный на «Транспортном саммите», – эксплуатационный генеральный план аэропорта Хитроу. Эксплуатация объекта ведется на базе информационной моделей и ГИС-данных. С помощью специальных датчиков снимаются данные со взлетно-посадочной полосы, с инженерных сетей и других систем, и затем передаются в модель. Специалисты аэропорта следят за ними через специально разработанный веб-интерфейс, соединенный с моделью.
Конечно, много говорили о цифровизации стройки, взаимодействии на базе BIM 360 на любом этапе жизненного цикла инфраструктурного объекта, в том числе и на этапе эксплуатации. Поднимались темы цифровых двойников, обсуждали пути развития инфраструктуры в «умных городах».
А какой доклад произвел наибольшее впечатление?
Удивительно, но самое большое впечатление на меня произвел доклад моей коллеги Алины Юсуповой из компании «ИНФАРС» об автоматизации размещения автодорожных знаков и других необходимых элементах в информационной модели объекта инфраструктуры. Любопытным был доклад представителя Autodesk Марка Кауфмана о «фишках» Autodesk Infraworks. Планирую на его основе подготовить презентацию для российских пользователей продукта.
Доклад Алины Юсуповой, руководителя проектов BIM-департамента ИНФАРС, был отобран из 2400 заявок, поданных участниками со всего мира