Функции современных международных аэропортов становятся все более разнообразными. Если раньше они просто обеспечивали логистику авиаперелетов, то сегодня приобретают черты торговых, досуговых и культурных центров, с кафе, ресторанами и даже отелями. Некоторые аэропорты становятся еще и туристическими достопримечательностями, настоящими символами региона.
К таким аэропортам-символам относятся, к примеру, международные аэропорты Дубая (ОАЭ), Чанги (Сингапур), Веллингтона (Новая Зеландия) и Виннипега (Канада). Создать столь сложные объекты невозможно без особенных подходов к проектированию.
Именно на таких объектах максимально проявляют себя возможности информационного моделирования. BIM позволяет не только спроектировать и запустить многофункциональный объект, но и сделать это эффективно, оптимизировав денежные затраты и время строительства. BIM дает возможность управлять аэропортом на всех этапах его жизненного цикла, в том числе на этапах строительства, эксплуатации и реконструкции. Более того, BIM повышает рентабельность проекта за счет более точного планирования материалов из информационной модели, своевременного поиска и исправления коллизий.
Что аэропорты получают от BIM?
- Снижение стоимости владения объектом
- Значительное сокращение затрат на паспортизацию объектов эксплуатации и запуск системы управления ТОиР
- Сокращение сроков ввода в эксплуатацию за счёт наличия полной и качественной исполнительной документации
- Улучшение эффективности работы специалистов, занятых в эксплуатации и техническом обслуживании здания
- Возможность использования точных и полных данных, хранящихся в информационной модели здания
- Улучшение взаимоотношений между собственниками здания, арендаторами, подрядчиками и субподрядчиками
Приведем примеры международных аэропортов, для проектирования и строительства которых использовалась технология BIM:
Международный аэропорт Стамбула, Турция
К окончанию строительства этот аэропорт может стать самым крупным в мире, его ежегодный пассажиропоток составит 200 млн человек. Он строится с нуля, первый из четырех этапов был завершен в 2019 году. Этот этап включал в себя возведение терминала, трех взлетно-посадочных полос и диспетчерской вышки.
Международный аэропорт Стамбула
На проекте было задействовано более тысячи человек, поэтому ключевой задачей стала эффективная коммуникация, быстрая передача информации, позволяющая оперативно вносить изменения в проект. Команда разработала процедуру регулярного выпуска отчетов по коллизиям на основе BIM-модели и исправления коллизий всеми смежными разделами. Было найдено и исправлено на стадии проекта более 320 500 пересечений, что позволило соблюсти график строительства и остаться в рамках бюджета.
Международный аэропорт Денвера, США
План по расширению международного аэропорта Денвера предусматривал строительство гостиницы, общественного пространства и транзитного центра рядом с южным терминалом. Перед проектировщиками стояла комплексная задача – объединить существующую инфраструктуру аэропорта с новыми строениями.
BIM-модель международного аэропорта Денвера
Крыша существующего терминала имеет необычный дизайн и является одной из визитных карточек аэропорта. Она сделана из ткани, натяжение которой контролируют стальные кабели. В свою очередь, кабели прикрепляются к вертикальным металлическим опорам.
Проект здания требовал объединить новую часть аэропорта и 16 опор, поддерживающих крышу. С помощью BIM, команда смогла быстро смоделировать и рассмотреть разные варианты создания объекта, выбрать оптимальную конфигурацию крыши по ряду ключевых параметров и построить ее в максимально короткие сроки. Виртуальная BIM-модель позволила наглядно представить и согласовать проектное решение.
Примеры применения BIM для проектирования и строительства аэропортов есть и в России:
Международный аэропорт Курумоч, Самара
Группа компаний «Спектрум» использовала BIM для проектирования международного аэропорта Курумоч в Самаре. «Терминал аэропорта – очень сложный объект с точки зрения технологий, инженерного обеспечения, архитектуры, – говорит Андрей Иванов, руководитель архитектурно-строительной группы ГК «Спектрум». – В таких проектах присутствует громадный объем информации, которую надо предоставлять экспертизе и заказчику».
BIM-модель международного аэропорта Курумоч
Для эффективной работы над проектом компания использовала BIM на базе Autodesk Revit. По словам Андрея Иванова, сроки подготовки документации в целом сократились на пять месяцев, если сравнивать с работой по 2D-технологии. В частности, экономия времени на стадии «П» составила 3 месяца, на стадии «ТД» – 2 месяца. В основном экономия достигалась за счет взаимосвязи разделов на базе BIM-модели и эффективного взаимодействия с заказчиком.
Аэровокзальный комплекс в Южно-Сахалинске
Заказчик поставил перед компанией «Прогресстех» задачу разработать «умный аэропорт» – объект, эксплуатация которого была бы предсказуемой, хорошо управляемой и эффективной. Работу начали с создания BIM-модели аэровокзала на базе Autodesk Revit и Autodesk Navisworks.
BIM-модель аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске
Проектная модель (LOD 400) состояла из частей «Архитектура», «Конструктив», «Инженерные сети» и «Технология», работы по ним велись параллельно и собирались в единую BIM-модель, в которой̆ устранялись все возможные коллизии. Далее модель предстояло наполнить специфическим для аэровокзала оборудованием и выполнить дизайн интерьера.
BIM-менеджер «Прогресстех» Анжела Хорошилова отмечает два ключевых преимущества BIM. Первое – контроль над всеми изменениями в проекте за счет взаимной увязки частей модели. Второе – возможность исключить коллизии благодаря проверкам в Navisworks и наглядности модели. Для демонстрации заказчику проектных решений «Прогресстех» использовал виртуальную реальность. Была выполнена симуляция вылета – проход по модели от стойки регистрации через зоны досмотра и галерею до самолета.
Пассажирский терминал «Домодедово-2», Москва
Задача реконструировать Московский аэропорт Домодедово, увеличив его пропускную способность, возникла в связи с проведением в России Чемпионата мира по футболу 2018. К решению этой задачи подключились компании «Сигни Груп» и «СибТехПроект», им предстояло спроектировать новый терминал Т2, площадью 235 000 м2. Критически важными условиями для заказчика были сроки выполнения проекта, а также его качество – в первую очередь, отсутствие коллизий, которые могли бы задержать строительство и сдвинуть сроки ввода объекта в эксплуатацию.
Пассажирский терминал «Домодедово-2» в Autodesk Revit.
Основная сложность для проектировщиков заключалась в высоком скоплении в терминале инженерных сетей. «В целом аэровокзалы отличаются повышенными требованиями к инженерным системам, сложностью их устройства и координации, – рассказывает BIM-менеджер «СибТехПроект» Павел Муленок. – На одном этаже на одном уровне могут располагаться помещения различного назначения. Их обслуживание будет осуществляется раздельными системами вентиляции, кондиционирования и электроснабжения. Увязка транзитных коммуникаций в запотолочном пространстве этажа – крайне сложная задача, которую невозможно решить безошибочно, используя инструменты плоского проектирования и AutoCAD.
Выполнить работы, отследив и устранив все коллизии на стадии проектирования, компании помогла BIM-технология на базе Autodesk Revit и Autodesk Navisworks. Проектировщикам удалось разместить и подключить оборудование в сжатых технических пространствах, проложить трассы инженерных сетей, при этом обеспечив доступ для их обслуживания и ремонта.
«Объем пространства, физически занимаемый в терминале инженерным оборудованием и сетями, сопоставим с полезным объемом помещений, – говорит Павел Муленок. – Эти и другие факторы сделали BIM единственной технологией, способной помочь решить задачу такого масштаба».
Реконструкция аэродрома и строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ
BIM-модель аэропорта в Autodesk Navisworks
Перед проектировщиками была поставлена комплексная задача по реконструкции аэродрома и строительству нового аэровокзального комплекса в аэропорту Новый Уренгой с использованием информационной модели.
Этот пример как нельзя лучше описывает, как информационное моделирование здания помогает увидеть ошибки проектирования и избежать их негативного воздействия на строительство. Все принимаемые проектные решения оформлялись в рамках стандартного пакета проектной документации и одновременно создавалась Информационная модель, то есть применялась практика параллельного проектирования. Так как проект включал реконструкцию, то в Информационной модели также была отражена взаимосвязь существующей инфраструктуры аэропорта с новыми строениями. Технология BIM помогла обеспечить тесное взаимодействие между всеми специалистами, которые были задействованы в проектировании и строительстве. Информационная модель была построена с применением продуктов Autodesk. В модели были выявлены такие виды коллизий, как некорректное расположение оборудования, невозможность монтажа и эксплуатации. Также при проектировании были учтены все технические и габаритные характеристики оборудования, что позволило спрогнозировать трудности монтажа и эксплуатации.
В разделе «Аэропорты» на нашем сайте мы собрали самые полезные материалы для комплексного проектирования сооружений аэропортовой инфраструктуры и прилегающей территории. Обязательно зайдите в него. Надеемся, информация будет для вас полезной.
Если вас необходимо проконсультировать по программным продуктам Autodesk для создания инфраструктурных проектов, свяжитесь с нами.
Получить консультацию